В 37 г. н.э. в своей работе «О сельском хозяйстве» Марк Теренций Варрон, наряду с полудиким сизым голубем (Genus ag-reste) и помесью сизого и домашнего голубя (Genus miscellum), описал одомашненного голубя (Columba domestica). Последние были преимущественно белого цвета и выкармливались в вольерах. Вероятно, более легкие в разведении смешанные породы содержались в больших домах, в первую очередь для мяса. Для этого снаружи вовнутрь вольера проводились поилки и кормовые каналы, что позволяло охватывать большие площади для ухода за птицами. Варрон сообщает также о некотором опыте, кажущемся сомнительным в наши дни: «Если кто-то откармливает молодых голубей, чтобы потом дорого продать их, то он должен позаботиться о том, чтобы отсадить их, как только они покроются пухом. Затем набивайте им зоб предварительно разжеванным белым хлебом, зимой два раза, летом - три, рано утром, в обед и вечером; зимой дневная кормежка пропускается. Тех птенцов, у которых уже растут перья, оставьте в гнезде с перебитыми ногами и передайте их матерям, чтобы они могли досыта кормить птенцов. Таким образом они целый день будут кормить и себя, и птенцов. Эти птенцы довольно быстро вырастут и ожиреют быстрее, чем другие». Обширнейшие и подробнейшие описания содержания голубей приведены у римского писателя Колумнелла в I в. н.э.: «В качестве корма дают ячменную муку; она увлажняется и скатывается до образования маленьких шариков, которыми и кормят птицу». Точные указания по поводу устройства гнезда, мест для сидения, мер предосторожности в отношении ястребов, чистки вольера и выращивания молодняка восхищают и в наши дни. Приведены даже рекомендации по ценам: проверенная гнездящаяся пара голубей в пересчете на наши деньги стоила тогда примерно 130 евро.
Другой мотивацией для римлян было целенаправленное выведение пород голубей. Согласно Хен (1963), ценный домашний белый голубь - Columba domestica alba - был привезен в Рим из Сицилии. Плиний и Колумнелл упоминали о большом их разнообразии. По предположению Штаубера (по Хааг-Вакернагель, 1998), изображенные на одной из мозаик в Помпее большие голуби являются предшественниками современных крупных пород мясных римских голубей.
Для улучшения результатов разведения римляне ввели удостоверения происхождения и следили за успехами размножения с момента вылупления птенца. Подобные методы привели к повышению плодовитости голубей. Стало почти обычным в течение года получить от одной пары голубей до двенадцати птенцов (Аэли-ан). Чтобы дорогие птицы оставались верны дому и к тому же привлекали чужих голубей, иногда вольеры смазывали бальзамическим маслом. Другими средствами привлечения были тмин, отваренная чечевица и молоко с медом. Дидим из Кассии сообщает: «Чтобы голуби не улетали, приготавливают следующий любимый ими прикорм: скорлупу и кусочки стебля камыша пропитывают старым ароматным вином, дают его тем птицам, которые улетают на поиски корма. Некоторые смешивают ячменную муку с высушенными фигами, добавляют часть меда и кормят этим. Другие подсыпают улетающим кормиться птицам тмин. Голуби остаются также, если в голубятне лежит голова летучей мыши или если в голубятню в правильное время положить ветки дикого винограда вместе с цветами».
Римские голуби использовались в качестве средства связи, как в военных, так и в мирных целях. Варрон сообщает также об использовании голубей как посыльных в театральных постановках. Правда, предполагают, такой способ передачи новостей не был эффективным, поскольку охотнее использовались пешие или конные гонцы. Так в истории римской культуры в голубях переплелись символы божественности, красоты и чистоты, верности и добродетели с промышленной эффективностью в производстве мяса и функцией посыльного. Пожалуй, в те времена люди научились испытывать радость от разнообразия форм, расцветок и рисунков в поголовье домашних животных, от наблюдения за особенностями поведения и связанных с этим коммуникативных видов спорта, которые отмечают современные заводчики голубей.......
Атлас «Голуби», Х. Шмидт, Р.Пролл